Сунь-цзы и непобедимость
«Сунь-цзы сказал: в древности тот, кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника.
Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике.
Поэтому тот, кто хорошо сражается, может сделать себя непобедимым, но не может заставить противника обязательно дать себя победить».
***
Непобедимость у Сунь-цзы – это эффективная оборона, знание себя, делание непобедимым, умение оборонять собственный дух и сохранять себя. Непобедимость не означает, что ты самый сильный. Лишь то, что ты четко видишь недостаток своей силы и недостаток слабости у противника, и в такой ситуации держишь оборону до более удачного стечения обстоятельств.
Выжидать, когда можно победить противника – это ждать ситуации достатка, когда у тебя будет достаточно силы, а у противника достаточно слабости, чтобы победить. Выжидание про своевременность, про одновременность собственной готовности и возможности. Тогда непобедимость можно трансформировать в возможность победить.
И если непобедимость – это оборона, то возможность победить – это наступление. Оборона и наступление составляют единство, как идущий вверх или вниз тренд на рынке акций – не должно быть разницы в конечном результате, лишь в стратегии и тактике.
***
Готовность – согласие встретиться с любыми последствиями, которые может повлечь за собой наступление. Встретиться и выдержать их. Чем выше твоя непобедимость, тем больше поведенческих трюков за рамками общепринятых норм ты можешь себе позволить, и от тебя не убудет.
Будучи заранее согласным с каждым из возможных последствий откроешь для себя новые паттерны поведения и станешь сильнее. Но это работает лишь при готовности опереться на себя в случае неудачи. Если будет нужна поддержка – это отбросит назад, тогда лучше держать оборону и растить непобедимость.
***
И там же: «Войско, долженствующее победить, сначала побеждает, а потом ищет сражения; войско, осужденное на поражение, сначала сражается, а потом ищет победы».
Важно видеть то, что еще не зародилось. Распознавать, что из уже реализованного заложено в том, с чем только предстоит столкнуться.
Сунь-цзы считал, что победы должны быть легкими. Суметь сделать себя тем, для кого каждая битва, в которую вступаешь, заканчивается легкой победой. Легкой не значит безусильной.
Но нет никаких гарантий: «Победу знать можно, сделать же ее нельзя». Потому что нельзя рассматривать победу в отрыве от противника, как нельзя рассматривать любое явление изолированно от контекста, с которым оно неразрывно связано.
И здесь есть кажущееся противоречие между необходимостью вступать только в те сражения, что априори выиграны и невозможностью гарантировать победу, которое разрешается пониманием, что такое уважение к противнику.
***
Делать все возможное, чтобы победить, но не нуждаться в гарантиях победы. Уважать волю и способности другого. Когда действия направлены на рост непобедимости, когда есть готовность к любому результату, тогда становишься независимым от действий противника. Любой ход растит силу и самоуважение.
Только тогда ты можешь дать свободу себе и другому.
***
Возможность победы, заключенная в противнике – как идеальное разделение ответственности и проявление равного уважения. Отсутствие уважения в мыслях и действиях, неважно, ставишь себя сверху или снизу в своем восприятии – всегда унижает тебя и лишает сил. Это легко заметить, если обратить внимание. Отказывать в уважении – себе дороже, хоть и кажется на первый взгляд неочевидным.
***
И я не про войну.