fbpx

Как преодолеть зависимость ученика от учителя

зависимость от учителя

«Если встретишь Будду — убей его», — говорят буддисты. Подразумевают они под этим не физическое убийство, а преодоление авторитета учителя внутри себя.

Убить учителя — значит выйти за пределы его знаний и ограничений. Освободиться от привязанности и зависимости. В потенциале — самому стать Буддой.

Всю сложность отношений «учитель — ученик» сможет понять только человек, который длительное время был в близком контакте с учителем. Испытывал к нему любовь, трепет, глубокое уважение и пиетет.

Отношения «учитель — ученик» всегда предполагают нижнюю роль ученика. Иначе никакого обучения не выйдет. Будет лишь фарс.

Учитель обладает правом оценивать усилия и результаты ученика. Постепенно ученик экстраполирует эту оценку на самого себя. Теперь у него вместо самооценки — оценка учителя. Он смотрит на себя и весь мир как бы глазами учителя.

Я пишу «как бы» потому что ученик не может видеть в точности также, как сам учитель. Лишь приблизительно. Как сам ученик представляет видение и оценку учителем всего происходящего. Тем не менее у него буквально отрастает новый функциональный орган — призма учителя, через которую он воспринимает все. Себя в том числе.

Ученик зависит от мнения учителя, а каждое его высказывание тут же меняет самочувствие. Высказался учитель положительно — и за спиной вырастают крылья, отрицательно — и вот ученик уже на дне беспросветной ямы, ищет как бы восстановиться, как бы поменять мнение учителя о себе.

В этом — основная сложность и причина «убийства» учителя. Не будь этого, ученик смог бы просто спокойно пойти дальше, поняв, что взял достаточно. Не было бы сложных отношений. Громкого «разочарования» в учителе. Болезненных попыток оторваться. Обесценить.

Ученик любит учителя и жаждет ответной любви. Одобрения не только своих действий, но и самого себя. В какой-то момент он начинает думать, что имеет право на это одобрение. Право на ответную любовь. Ведь он был прилежным учеником и заслужил ее.

Учитель не обязательно должен быть живым человеком. Достаточно фигуры. Это может быть и Будда, и Иисус, и кто угодно другой. Просто с живым учителем все еще сложнее — у него больше способов выразить «нелюбовь».

Успенский тоже пытался убить своего Будду. Он был лучшим учеником Гурджиева. Благодаря его книгам Гурджиев стал всемирно известен. Уж он-то заслужил любовь учителя. Но в 1923 году между ними произошел конфликт, и они прекратили отношения. Гурджиев не оценил по достоинству вклад Успенского, не оправдал его ожиданий. После разрыва Успенский продолжил развивать знание Гурджиева, как сам его понимал. И в то же время писал: «В Гурджиеве, как в каждом человеке есть хорошая и плохая стороны, и вот победила плохая: Гурджиев сошел с ума».

Первое, что приходит «на помощь» в таких ситуациях — обесценивание. Автоматический механизм защиты. Если ты меня не любишь — то сам ты не очень. Более того, я сам от тебя отрекусь.

Кажется, что обесценивание освободит, но оно напротив сделает только хуже — создаст иллюзию незначительности значимого человека. Прикроет болезненную реальность, а взамен заберет возможность с ней справиться.

Первый шаг по избавлению от алкоголизма — признание своей зависимости. Здесь все также.

Если обесценивать — никогда не получишь свободу.

Обесценивание как бы говорит, что человеку по-прежнему нужен кто-то авторитетный, но более добрый. Кто будет любить так, как надо. Кто сможет оценить усилия по достоинству.

Но это замкнутый круг.

 «Убить» учителя можно только через освобождение самооценки и благодарность.

Лучше всего вообще не делегировать свою самооценку учителю. Четко отделять ту сферу, где он может давать оценки от остальной жизни. Иначе инструктор по вождению или фитнес-тренер может незаметно превратиться в учителя жизни.

Чтобы сохранить свою самооценку независимой, нужно не принимать критику или одобрение на свой счет. Всегда напоминать себе, что это относится только к деятельности и к ее результатам. То, что вы молодец, когда справляетесь с новым весом в зале, не означает, что вы вообще молодец. Лишь только в контексте нового веса. Да и то вокруг много людей, чьи успехи куда лучше. Ну и что?

Похвала в ученичестве — лишь показатель, что мы продвинулись чуть дальше. Столбики с километражем на пути.

Когда получится относиться к похвале лишь как к отметкам на пути, замечая ее, но не экстраполируя на оценку себя в целом, то и критика перестанет быть болезненной. Всегда есть кто-то, чьи успехи куда хуже, чем у нас. Ну и что?

Кто-то пытается схитрить и похвалу воспринимать на свой счет, ведь это так приятно, сразу чувствуешь прилив сил. А от критики отстраниться, чтобы не испытывать дискомфорт. Но это самообман. Нельзя качаться на качелях только в верхней точке — обязательно будет и нижняя. Лучше вообще слезть с этих качелей.

Еще лучше не залезать. Но раз залезли, то спускаться придется именно с верхней точки — пропускать мимо ушей похвалу. Радоваться своим успехам, но не завязывать оценку себя на своем прогрессе.

Когда удастся высвободить самооценку, тогда не будет ожиданий похвалы. Не будет собачьего взгляда на учителя. Не будет попыток вылезти вон из кожи. Но и обломы прекратятся. Пропадет требовательность и зависимость. Как ни странно, результаты тоже могут стать лучше.

Зато возникнет чувство благодарности. Которое появляется каждый раз, когда для нас делают что-то полезное или приятное, что могли бы не делать. Когда хвалят. Дают дополнительные советы и знания сверх программы обучения. Когда поддерживают. Когда переживают за наш результат.

Если мы благодарны — значит признаем, что нам ничего не должны, значит не ожидаем ничего от другого человека, а значит — отдельны и сами себе господа.

Благодарность — это независимость. Если мы не зависим от учителя, то нет зависимости и от его мнения, от его оценки, от его знания. В любой момент, когда мы почувствуем, что нам достаточно его учения, мы можем спокойно встать и уйти. Не нужно будет никого убивать.

Через благодарность можно не только освободиться от своей зависимости, но сохранить любовь и уважение к учителю. Не нужно будет обесценивать его знание. Не придется лишать этого знания себя.

Понимание = знание + опыт

знание понимание опыт

Как объяснить, что такое оргазм человеку, который никогда его не испытывал? Объяснить так, чтобы он по-настоящему понял, а не просто стал более информированным?

Понимание складывается из двух составляющих — знания и личного опыта. Чтобы получить любое из составляющих — нужно приложить усилия.

Знание — это не голая информация. Нельзя пассивно прослушать лекцию и получить знание. Чтобы превратить информацию в знание — нужно приложить усилия. Буквально добыть себе знание из информационной руды. Как минимум, осмыслить и сделать выводы. Найти на основе полученной информации новые вопросы, которые не задавал себе прежде. Ощутить ключевые и непонятные моменты. Сделать информацию частью своего чувственного опыта.

Знание бывает разных уровней. Знание школьника и знание профессора — это два абсолютно разных знания, как по содержанию, так и по глубине. Обладать знанием более высокого уровня — престижно.

Но чистое знание не дает настоящего понимания, только в сочетании с опытом. Можно сказать, что действительно что-то понимаешь, когда у тебя есть соответствующий практический опыт. Когда ты чувствуешь и ощущаешь то, что знаешь. Когда знание связано с телом через ощущения.

Можно развиваться путем знания, можно путем практики. Но один путь без другого рано или поздно приведет в тупик.

Опыт тоже бывает разных уровней, в зависимости от его интенсивности. Он может быть разовым, а может многократным. Если опыт постоянно повторять — он превратится в часть бытия.

Опыт высокой интенсивности трансформирует человека. Мы меняемся, получаем новые качества и навыки, когда получаем новый опыт. За это отвечает механизм адаптации. Благодаря ему для изменения нужно просто часто и активно взаимодействовать с новой средой.

Человек отличается от животного тем, что может искусственно создавать среды, при взаимодействии с которыми он получит необходимые навыки и качества.

Например, популярная в последнее время искусственная среда — спортклуб. Она позволяет получить много новых навыков и качеств — от увеличения силы и гибкости до навыка плавания и медитации.

Человек, обладающий навыками и качествами, обладает пониманием.

Чтобы что-то понять — нужно измениться. Понимание — это всегда трансформация.

Человек, получивший понимание — это уже другой человек. Не только функционально, но и морфологически — у него буквально другой мозг. Другие нейронные связи.

Помимо понимания, часто повторяемый опыт, может вывести на другой уровень бытия. Открыть новые возможности, которые могут показаться человеку, находящемуся на более низком уровне навыка магией или суперспособностями.

Если вернуться к примеру со спортклубом, то достаточно сравнить человека, который впервые в жизни пришел в клуб с профессиональным спортсменом. Помимо очевидной разницы в навыках и строении тела, они и мир воспринимают иначе. Действуют по-другому. Результаты иные. Их беспокоят разные проблемы. У новичка мышцы болят, а опытный спортсмен переживает, что его тело чересчур медленно меняется в нужную ему сторону. Для первого проблемы второго — это какие-то миллиметры, ему бы свой десяток килограмм скинуть. А у второго от этих миллиметров может зависеть карьера.

Но и возможности у них разные. Длительное взаимодействие со средой меняет всю структуру человека. Человек — это система. Изменение любого элемента в системе приводит к трансформации всей системы.

Так, к примеру, для новичка час в тренажерном зале — мучение, а для профессионала 4 часа — необходимость и удовольствие. Мозг настолько изменился, что организм научился получать удовольствие от усилий, боли и напряжения. Для него это не мучения, а кайф.

Но если спортивный пример очевиден, то другие, более тонкие трансформации скрыты от посторонних глаз.

Например, человек может перейти на другой уровень бытия, если изменит структуру личности. Он будет жить в другой реальности — с другими задачами и возможностями.

Но в отличие от профессионального спортсмена, причина его инаковости будет незаметна большинству людей. Потому что чтобы заметить подобную трансформацию, нужно понимание. А для понимания необходимы знания и личный опыт, который можно получить, взаимодействуя с определенной средой в определенных условиях.

Чем уникальнее среда для адаптации, тем меньше шансов понять секрет человека, который часто с ней взаимодействует.

Когда долго развиваешься в одном направлении, однажды исчерпываешь потенциал популярных сред для адаптации, которые придумали другие люди для массового использования.

На рынке нет той среды, которая даст нужные навыки и качества. В этот момент начинаешь создавать собственные искусственные среды.

Пройдя личную трансформацию со своей средой, о своем опыте можно рассказать также понятно, как об оргазме человеку, который его не испытывал. В этом будет мало толку. Если сам человек не решит, что это нужно и важно. Если не приложит собственные усилия, чтобы понять.

Если любишь — отпусти

если любишь отпусти

«Если любишь — отпусти», говорят люди, когда от них кто-то уходит. Особо высокодуховные еще добавляют: «если твое — то вернется, если нет — то никогда и не было твоим».

Будто возможно кого-то отпускать или удерживать. Будто другой человек — это объект без воли или крепостной раб.

Но даже некоторые рабы во время отмены крепостного права выбирали остаться с бывшим хозяином. Потому что сами хотели. Или думали, что не смогут жить иначе. Это не так важно.

Другое дело, кем нужно возомнить себя, чтобы думать, что можешь кого-то отпустить или не отпускать.

Кого-то, кроме себя.

Отпустить другого — это просто перестать липнуть к равнодушному человеку. Вот и вся высокодуховность.

***

Если хочешь почувствовать любовь по-настоящему — отпусти себя. Отдай часть себя другому и отпусти ее.

Это худший совет для каждого, кто и так себя постоянно пытается кому-то или чему-то отдать. Кто не нужен себе настолько, что больше всего желает быть нужным хоть кому-то. Кто жаждет найти свою нужность хотя бы в отражении чужих глаз. Кому позарез необходима половинка из другого человека, чтобы чувствовать себя целым.

Подобные кульбиты для устойчивых. Для тех, кому не нужно от других ничего, кроме взаимного удовольствия от общения. Потому что все остальное они могут обеспечить себе сами.

Для тех, чья структура личности не позволит потерять себя в другом.

Отдать часть себя — это выйти за пределы эгоизма. Начать получать удовольствие от свободы любимого человека. Не то что не пытаться, но даже не желать его ограничить хоть в чем-то. Поменять. Присвоить. Удержать.

Это не только признание запрета на попытки управлять чужой волей. Это искреннее непонимание, зачем по-другому.

Чтобы выйти за пределы эгоизма, важно увидеть его красоту. Не остановиться на ней. Не признать ее абсолютной. Но признать ее важность на определенном этапе и пойти дальше.

***

Не отпустив — не удержаться в бурном потоке.

Любовь — и причина, и следствие внутреннего развития.

Доверие и самоуважение

самоуважение

Недавно мне пришло на почту рекламное письмо. Один из сервисов для продвижения в инстаграме предлагал возможность следить за любым аккаунтом — с кем он обменивается лайками, чьи сториз смотрит.

Предложение из серии — как растерять остатки самоуважения за 700 рублей в месяц, пока роешься в кишках значимого человека.

Я часто слышала от других людей, что им важно доверие в отношениях. Я сама долгое время думала также.

Люди очень хотят доверять друг другу, но все время стремятся проверить. Проверить, чтобы можно было спокойно доверять дальше, имея твердую почву под ногами.

Сколько книг написано, с целью помочь обнаружить признаки обманщика, абьюзера, нарцисса. Распознать заранее, можно доверять или нет. Ведь так хочется знать наперед, чтобы не вверить свою нежную душу и тушку кому попало. Предупрежден — значит вооружен. Но в какой войне?

Когда страшно потерять контроль над ситуацией — он уже потерян. Когда покупаешь доступ к подобным сервисам — все уже плохо. Это как маячок, что никакого контроля нет, да и не было никогда. Была лишь его иллюзия.

И в погоне за такой иллюзией человек теряет куда более важный контроль — над собой. Но себя потерять почему-то никто не боится.

Человеку так страшно пропустить «звоночки» об измене, что он не слышит колокол по себе. Будто измена — это основной показатель охлаждения партнера, который как-то может отделить «любит» от «не любит». Будто сталкинг информации по темным углам чем-то сможет помочь.

Пока человек следит за возможными изменами, он упускает свое самочувствие в отношениях. Хорошо ли ему в них? Комфортно? Радуют ли отношения?

Фокус внимания не на том.

Следить нужно не за изменами, а за собой. Не унижать себя рытьем в чужом белье. Смотреть на действия партнера только там, где они очевидны: что он пишет вам, говорит, что делает для вас. Тогда отношение партнера будет как на ладони. Вы не будете ничего додумывать. Не нужно будет подглядывать исподтишка. Да и не захочется. Просто неинтересно будет. Партнер сам расскажет все важное и даже сверх того, если не вынюхивать и ничего не тянуть. Если заниматься своими делами и своей жизнью.

Навык, которому не обучают

навык которому не обучают

Фото: Aziz Acharki, Unsplash

Я впервые столкнулась с ситуацией, когда мне жизненно необходимо освоить навык, которому меня никто не научит.

Просто этому вообще не учат. Никто.

На том уровне, который мне нужен — ни одного учителя.

Это странная ситуация.

У меня впервые появился спрос на что-то несуществующее, и это не телепорт.

***

Если описать процесс обучения с помощью двух составляющих — это будут стресс и адаптация.

Стресс — это нагрузка на живую систему, давление, с которым она в текущем состоянии не справляется. Стресс ставит систему в ситуацию, из которой два выхода, чтобы вернуться в состояние баланса — изменить среду или изменить себя, т.е. адаптироваться.

Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к сознательной адаптации. Мы можем искусственно создавать условия для получения необходимого стресса, чтобы развить нужные навыки и качества.

Мы можем менять себя не только функционально, но и морфологически. Для этого нужно активно взаимодействовать с новой структурой, новой средой. Хотя бы моделировать это взаимодействие внутри своей головы.

Мы записываемся в автошколу, когда хотим освоить вождение. В процессе активного взаимодействия с автомобилем учимся не только управлять им, но и прогнозировать действия других участников дорожного движения. Чувствовать скорость. Габариты автомобиля. Оценивать обстановку как спереди, так и сзади. Читать язык дорожной разметки, знаков и сигналов. Со временем и формированием новых нейронных связей повышать уровень сложности.

Но что если автошколы не существует? Что если нет готовой структуры, при взаимодействии с которой можно получить желаемый навык или даже целый набор навыков?

***

Такую среду можно создать, если узнать и понять, как развивается желаемый навык, какие условия требуются для его освоения.

Для этого нужно изучить, что уже существует по теме или около нее: книги, курсы, учителя.

Выбрать теорию, в рамках которой в принципе можно освоить нужный навык.

Из общей теории вывести алгоритм развития навыка: на что он опирается, какие в нем ключевые точки, как понять, что движешься в нужном направлении.

Применить общий алгоритм к конкретным сферам жизни, где пригодится желаемый навык. Перевести его в конкретные действия, как пошаговый кулинарный рецепт.

Составить план освоения навыка — внешнюю структуру, которая будет поддерживать движение.

Обязательно писать выводы и на их основе корректировать свое продвижение.

Тогда можно оказаться там, где до тебя еще никто не был.

Из путешествия невозможно вернуться прежним

путешествия_меняют

Фото: Atlas Green, Unsplash

Путешествия — это всегда повод познакомиться не только с новой страной, но и с собой.

Мы меняемся каждый раз, когда замечаем новое о себе. Мы замечаем новые грани себя, когда соприкасаемся с новым опытом.

Путешествия — это всегда набор ситуаций, с которыми не столкнешься дома. Даже если путешествуешь не впервые.

И если быть внимательным не только к тому, что происходит снаружи, но и внутри, заметишь много интересного.

Путешествия учат опираться и рассчитывать на себя. Быть самостоятельным. Даже если путешествуешь в компании. Всякое случается.

Мне нравится путешествовать одной. Нравится чувство свободы и ненужности в чужом городе, где нет ни одного знакомого.

Но даже просто прогулка в одиночестве может многое рассказать о тебе. Как ты себя чувствуешь в незнакомой обстановке. Тебе радостно или страшно. Хочется прекратить этот опыт, или он доставляет удовольствие. Тебе комфортнее с заранее составленным маршрутом или в спонтанной прогулке.

Мало кто захочет жить в таком подвешенном состоянии без близких связей, всегда в пути. Но интересно попробовать и такой опыт.

Каждый человек, которого встречаешь — кроличья нора. Глубокая и загадочная. Со своей историей, жизненным опытом, структурой взглядов и убеждений. С этим любопытно знакомиться.

Каждая культура задает свои параметры для личности. Как человек относится к семье, работе, гостям, отдыху.

Если быть открытым, то очевидно, что другие люди по-настоящему другие. Еще меньше похожи на тебя, чем соотечественники. И это красиво.

Но помимо различий так приятно найти сходства в важных для себя вопросах. Когда человек живет на другой половине земного шара, но думает также.

Путешествия учат уважению. Равно как и самоуважению.

Ты и на свой дом начинаешь смотреть иначе. На свою страну.

По возвращении домой всегда хочется что-то сделать лучше. Сколько раз я затевала ремонт, покупала новую мебель, меняла привычки, принимала другие решения, начинала жить по-другому после путешествия.

Путешествия меняют. Главное быть открытым новому опыту, внимательным и дружелюбным. В каждой поездке обязательно сделать что-нибудь впервые.

Тогда не будет шансов вернуться таким же.

Всегда вернется кто-то лучше прежнего тебя.

Про-обучение

про обучение

Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное. Логика и чувствование. Прогнозировать и знать интуитивно. Только задействовав оба полюса, можно получить максимальную интеграцию того, что хочешь изучить.

Сначала абстрактно. Будто внешнее знание – это еще не застывшая форма, которую нельзя натягивать на себя в теплом виде – обязательно исказишь и поймешь все не так. Лучше воспринимать отстраненно и держать подальше от своих проекций. Пока что это - чужой механизм, который не относится к тебе.

Собрать его по деталям в целое и перевести на язык образов и ощущений. Запечатлеть целиком, как слепок. Вновь разобрать. Чувствовать объекты механизма и связи между ними. Каким образом взаимодействуют силы внутри системы, как они влияют друг на друга. При каких условиях какие изменения вносят. Моделировать при помощи ощущений, не пытаясь улучшить, пока форма окончательно не застынет.

Натянуть ощущение от сложившейся формы на себя, как костюм. Прочувствовать, каково тебе внутри чужой схемы. Что меняется в мыслях и состояниях. Какие появляются желания и импульсы. Как это влияет на твои жизненные ситуации. В чем ограничивает новая форма, а где усиливает и открывает новые возможности. Вывести полученный опыт в понятные описания. Какое-то время жить в нем.

Менять можно после, когда будет достаточно своего опыта, до этого важно точно следовать инструкциям и описаниям, и не делать поспешных выводов, иначе не будет нужных результатов. Пока ты новичок в предмете, первый умозрительный импульс заранее – почти всегда ошибочный. Сперва соприкоснуться и получить опыт в ощущениях, потом делать выводы, как и что это было.

Весь процесс долог только в описаниях, на практике это происходит очень быстро. Со временем качается навык воспринимать информацию и интерпретировать ее через ощущения. И в какой-то момент можно обнаружить себя с охапкой новых интересных возможностей.

о самоуважении

Когда понимаешь, что человек, которого видишь в зеркале, по-настоящему только твой, то вся ответственность за его жизнь тоже на тебе. Тогда не сложно отказаться от предательства себя и каждый раз делать осознанный выбор в пользу варианта, что растит самоуважение. Даже если что-то внешнее потеряешь, это не так страшно. Кому ты будешь хранить верность, если не можешь даже себе?

Когда осознаешь, что у тебя по-настоящему и нет никого, кроме себя (и это не трагедия, нормально), то вдруг кажется странным пытаться влезть кому-то в голову и что-то там поменять о себе. Куда важнее выглядеть красиво в собственных глазах. Можно не оправдываться, ничего не доказывать и не объяснять. Достаточно знать внутренние причины, и какое место им отведено в твоих ценностях. Мнение других перестает значить больше, чем просто информация, которая может быть полезной и натолкнуть на выводы, а может и бесполезной.

Когда не тянешься к чужому, не пытаешься за кого-то ухватиться или на кого-то опереться, а замыкаешь свои ожидания на себе, тогда не ждешь, что кто-то извне о тебе позаботится, заботишься самостоятельно. Стараешься сделать работу как можно лучше со своей точки зрения, а не для того, чтобы начальник похвалил. Отныне ты сам себе начальник. Учишься тоже не ради оценок, а для себя. Своего собственного роста.

Уже не хочется делать напоказ, куда важнее свое одобрение. Гораздо легче придумывать и воплощать свои планы без необходимости обсуждать их с кем-то, кого они не касаются, и искать поддержки извне. Все веселое, приятное, радостное связано с процессом, во вторую очередь с результатом и только где-то после с мнением других. Важнее сделать, исходя из внутренней потребности, чем получить оценку.

Все это не отменяет любовь к другим людям, восхищение, важность взаимоотношений. Порой удается сначала познать любовь к другому, чтобы потом вернуться к себе и уже собственными глазами взглянуть на себя, как на объект своей любви. Это тоже путь, который работает в обе стороны.

Сунь-цзы и непобедимость

 непобедимость сунь цзы

«Сунь-цзы сказал: в древности тот, кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника.

Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике.

Поэтому тот, кто хорошо сражается, может сделать себя непобедимым, но не может заставить противника обязательно дать себя победить».

***

Непобедимость у Сунь-цзы – это эффективная оборона, знание себя, делание непобедимым, умение оборонять собственный дух и сохранять себя. Непобедимость не означает, что ты самый сильный. Лишь то, что ты четко видишь недостаток своей силы и недостаток слабости у противника, и в такой ситуации держишь оборону до более удачного стечения обстоятельств.

Выжидать, когда можно победить противника – это ждать ситуации достатка, когда у тебя будет достаточно силы, а у противника достаточно слабости, чтобы победить. Выжидание про своевременность, про одновременность собственной готовности и возможности. Тогда непобедимость можно трансформировать в возможность победить.

И если непобедимость – это оборона, то возможность победить – это наступление. Оборона и наступление составляют единство, как идущий вверх или вниз тренд на рынке акций – не должно быть разницы в конечном результате, лишь в стратегии и тактике.

***

Готовность – согласие встретиться с любыми последствиями, которые может повлечь за собой наступление. Встретиться и выдержать их. Чем выше твоя непобедимость, тем больше поведенческих трюков за рамками общепринятых норм ты можешь себе позволить, и от тебя не убудет.

Будучи заранее согласным с каждым из возможных последствий откроешь для себя новые паттерны поведения и станешь сильнее. Но это работает лишь при готовности опереться на себя в случае неудачи. Если будет нужна поддержка – это отбросит назад, тогда лучше держать оборону и растить непобедимость.

***

И там же: «Войско, долженствующее победить, сначала побеждает, а потом ищет сражения; войско, осужденное на поражение, сначала сражается, а потом ищет победы».

Важно видеть то, что еще не зародилось. Распознавать, что из уже реализованного заложено в том, с чем только предстоит столкнуться.

Сунь-цзы считал, что победы должны быть легкими. Суметь сделать себя тем, для кого каждая битва, в которую вступаешь, заканчивается легкой победой. Легкой не значит безусильной.

Но нет никаких гарантий: «Победу знать можно, сделать же ее нельзя». Потому что нельзя рассматривать победу в отрыве от противника, как нельзя рассматривать любое явление изолированно от контекста, с которым оно неразрывно связано.

И здесь есть кажущееся противоречие между необходимостью вступать только в те сражения, что априори выиграны и невозможностью гарантировать победу, которое разрешается пониманием, что такое уважение к противнику.

***

Делать все возможное, чтобы победить, но не нуждаться в гарантиях победы. Уважать волю и способности другого. Когда действия направлены на рост непобедимости, когда есть готовность к любому результату, тогда становишься независимым от действий противника. Любой ход растит силу и самоуважение.

Только тогда ты можешь дать свободу себе и другому.

***

Возможность победы, заключенная в противнике – как идеальное разделение ответственности и проявление равного уважения. Отсутствие уважения в мыслях и действиях, неважно, ставишь себя сверху или снизу в своем восприятии – всегда унижает тебя и лишает сил. Это легко заметить, если обратить внимание. Отказывать в уважении – себе дороже, хоть и кажется на первый взгляд неочевидным.

***

И я не про войну.

Вьетнамцы не понимают

вьетнамцы не понимают

Вьетнамцы не понимают, зачем нужны тротуары. Они есть, но по назначению ими пользуются только туристы. По крайней мере пытаются. Тротуары заставлены пластмассовыми столиками соседних кафе, либо припаркованными байками. В итоге, места для пешеходов нет, да и не ходит там никто пешком, кроме тех же туристов.

Во Вьетнаме я научилась с невозмутимым видом ехать по встречке, а потом еще какое-то время недоумевала, что в России так делать нельзя.

Здесь часто встретишь подружек, которые увлеченно беседуют и ведут байки параллельно друг другу. Они ставят ноги на соседний байк, чтобы ненароком не разъехаться на повороте и не отвлечься от обсуждения нового ухажера какой-нибудь Тхюи или Хань, который буквально вчера перевозил на такой же табуретке с колесами холодильник или пару кулей риса, ввинчиваясь в безумное круговое движение.

Многие вьетнамские женщины до глаз замотаны в одежду. Вьетнамец, оседлавший байк в пуховике – тоже нормальное зрелище. Да, там каждый день +35 и выше, нам не понять - азиатам холодно. Возможно, через полгода я бы пересмотрела свое отношение к зимней одежде.

Ближе к вечеру, когда заканчивается рабочий день, вьетнамские мужчины в одних белых трусах и шлепках, обвешавшись пенопластовыми поясами, гуськом бредут в сторону моря. Каждый день. В одно и то же время. В белых трусах. Днем прячут их под пуховиками.

Эти же мужчины не будут с тобой разговаривать, если ты - женщина, а рядом спутник мужского пола. Даже если он плохо говорит по-английски. Даже если у тебя диплом переводчика. Бесполезно. Вьетнамцы предпочтут мучиться с Google Translate, в крайнем случае будут разговаривать с тобой, обращаясь к мужчине.

Про поедание жареных кузнечиков, змей и крокодилов, думаю, можно не рассказывать, это уже лирика.

Вьетнам – пока что единственное место, где мне каждый день хотелось плакать от окружающей красоты. Только сюда я с одинаковой силой и хочу, и не хочу вернуться.

  • 1
  • 2

Подписаться на уведомления о выходе новых статей

катерина козлова

От автора

Уважаемый читатель! Мои статьи не претендуют на истину. Лишь на результаты личного поиска. Все идеи, выводы и методики являются открытыми системами и могут полностью трансформироваться вместе со мной.

Подписаться на обновления в Telegram