Навык, которому не обучают
Фото: Aziz Acharki, Unsplash
Я впервые столкнулась с ситуацией, когда мне жизненно необходимо освоить навык, которому меня никто не научит.
Просто этому вообще не учат. Никто.
На том уровне, который мне нужен — ни одного учителя.
Это странная ситуация.
У меня впервые появился спрос на что-то несуществующее, и это не телепорт.
***
Если описать процесс обучения с помощью двух составляющих — это будут стресс и адаптация.
Стресс — это нагрузка на живую систему, давление, с которым она в текущем состоянии не справляется. Стресс ставит систему в ситуацию, из которой два выхода, чтобы вернуться в состояние баланса — изменить среду или изменить себя, т.е. адаптироваться.
Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к сознательной адаптации. Мы можем искусственно создавать условия для получения необходимого стресса, чтобы развить нужные навыки и качества.
Мы можем менять себя не только функционально, но и морфологически. Для этого нужно активно взаимодействовать с новой структурой, новой средой. Хотя бы моделировать это взаимодействие внутри своей головы.
Мы записываемся в автошколу, когда хотим освоить вождение. В процессе активного взаимодействия с автомобилем учимся не только управлять им, но и прогнозировать действия других участников дорожного движения. Чувствовать скорость. Габариты автомобиля. Оценивать обстановку как спереди, так и сзади. Читать язык дорожной разметки, знаков и сигналов. Со временем и формированием новых нейронных связей повышать уровень сложности.
Но что если автошколы не существует? Что если нет готовой структуры, при взаимодействии с которой можно получить желаемый навык или даже целый набор навыков?
***
Такую среду можно создать, если узнать и понять, как развивается желаемый навык, какие условия требуются для его освоения.
Для этого нужно изучить, что уже существует по теме или около нее: книги, курсы, учителя.
Выбрать теорию, в рамках которой в принципе можно освоить нужный навык.
Из общей теории вывести алгоритм развития навыка: на что он опирается, какие в нем ключевые точки, как понять, что движешься в нужном направлении.
Применить общий алгоритм к конкретным сферам жизни, где пригодится желаемый навык. Перевести его в конкретные действия, как пошаговый кулинарный рецепт.
Составить план освоения навыка — внешнюю структуру, которая будет поддерживать движение.
Обязательно писать выводы и на их основе корректировать свое продвижение.
Тогда можно оказаться там, где до тебя еще никто не был.