Как преодолеть зависимость ученика от учителя
«Если встретишь Будду — убей его», — говорят буддисты. Подразумевают они под этим не физическое убийство, а преодоление авторитета учителя внутри себя.
Убить учителя — значит выйти за пределы его знаний и ограничений. Освободиться от привязанности и зависимости. В потенциале — самому стать Буддой.
Всю сложность отношений «учитель — ученик» сможет понять только человек, который длительное время был в близком контакте с учителем. Испытывал к нему любовь, трепет, глубокое уважение и пиетет.
Отношения «учитель — ученик» всегда предполагают нижнюю роль ученика. Иначе никакого обучения не выйдет. Будет лишь фарс.
Учитель обладает правом оценивать усилия и результаты ученика. Постепенно ученик экстраполирует эту оценку на самого себя. Теперь у него вместо самооценки — оценка учителя. Он смотрит на себя и весь мир как бы глазами учителя.
Я пишу «как бы» потому что ученик не может видеть в точности также, как сам учитель. Лишь приблизительно. Как сам ученик представляет видение и оценку учителем всего происходящего. Тем не менее у него буквально отрастает новый функциональный орган — призма учителя, через которую он воспринимает все. Себя в том числе.
Ученик зависит от мнения учителя, а каждое его высказывание тут же меняет самочувствие. Высказался учитель положительно — и за спиной вырастают крылья, отрицательно — и вот ученик уже на дне беспросветной ямы, ищет как бы восстановиться, как бы поменять мнение учителя о себе.
В этом — основная сложность и причина «убийства» учителя. Не будь этого, ученик смог бы просто спокойно пойти дальше, поняв, что взял достаточно. Не было бы сложных отношений. Громкого «разочарования» в учителе. Болезненных попыток оторваться. Обесценить.
Ученик любит учителя и жаждет ответной любви. Одобрения не только своих действий, но и самого себя. В какой-то момент он начинает думать, что имеет право на это одобрение. Право на ответную любовь. Ведь он был прилежным учеником и заслужил ее.
Учитель не обязательно должен быть живым человеком. Достаточно фигуры. Это может быть и Будда, и Иисус, и кто угодно другой. Просто с живым учителем все еще сложнее — у него больше способов выразить «нелюбовь».
Успенский тоже пытался убить своего Будду. Он был лучшим учеником Гурджиева. Благодаря его книгам Гурджиев стал всемирно известен. Уж он-то заслужил любовь учителя. Но в 1923 году между ними произошел конфликт, и они прекратили отношения. Гурджиев не оценил по достоинству вклад Успенского, не оправдал его ожиданий. После разрыва Успенский продолжил развивать знание Гурджиева, как сам его понимал. И в то же время писал: «В Гурджиеве, как в каждом человеке есть хорошая и плохая стороны, и вот победила плохая: Гурджиев сошел с ума».
Первое, что приходит «на помощь» в таких ситуациях — обесценивание. Автоматический механизм защиты. Если ты меня не любишь — то сам ты не очень. Более того, я сам от тебя отрекусь.
Кажется, что обесценивание освободит, но оно напротив сделает только хуже — создаст иллюзию незначительности значимого человека. Прикроет болезненную реальность, а взамен заберет возможность с ней справиться.
Первый шаг по избавлению от алкоголизма — признание своей зависимости. Здесь все также.
Если обесценивать — никогда не получишь свободу.
Обесценивание как бы говорит, что человеку по-прежнему нужен кто-то авторитетный, но более добрый. Кто будет любить так, как надо. Кто сможет оценить усилия по достоинству.
Но это замкнутый круг.
«Убить» учителя можно только через освобождение самооценки и благодарность.
Лучше всего вообще не делегировать свою самооценку учителю. Четко отделять ту сферу, где он может давать оценки от остальной жизни. Иначе инструктор по вождению или фитнес-тренер может незаметно превратиться в учителя жизни.
Чтобы сохранить свою самооценку независимой, нужно не принимать критику или одобрение на свой счет. Всегда напоминать себе, что это относится только к деятельности и к ее результатам. То, что вы молодец, когда справляетесь с новым весом в зале, не означает, что вы вообще молодец. Лишь только в контексте нового веса. Да и то вокруг много людей, чьи успехи куда лучше. Ну и что?
Похвала в ученичестве — лишь показатель, что мы продвинулись чуть дальше. Столбики с километражем на пути.
Когда получится относиться к похвале лишь как к отметкам на пути, замечая ее, но не экстраполируя на оценку себя в целом, то и критика перестанет быть болезненной. Всегда есть кто-то, чьи успехи куда хуже, чем у нас. Ну и что?
Кто-то пытается схитрить и похвалу воспринимать на свой счет, ведь это так приятно, сразу чувствуешь прилив сил. А от критики отстраниться, чтобы не испытывать дискомфорт. Но это самообман. Нельзя качаться на качелях только в верхней точке — обязательно будет и нижняя. Лучше вообще слезть с этих качелей.
Еще лучше не залезать. Но раз залезли, то спускаться придется именно с верхней точки — пропускать мимо ушей похвалу. Радоваться своим успехам, но не завязывать оценку себя на своем прогрессе.
Когда удастся высвободить самооценку, тогда не будет ожиданий похвалы. Не будет собачьего взгляда на учителя. Не будет попыток вылезти вон из кожи. Но и обломы прекратятся. Пропадет требовательность и зависимость. Как ни странно, результаты тоже могут стать лучше.
Зато возникнет чувство благодарности. Которое появляется каждый раз, когда для нас делают что-то полезное или приятное, что могли бы не делать. Когда хвалят. Дают дополнительные советы и знания сверх программы обучения. Когда поддерживают. Когда переживают за наш результат.
Если мы благодарны — значит признаем, что нам ничего не должны, значит не ожидаем ничего от другого человека, а значит — отдельны и сами себе господа.
Благодарность — это независимость. Если мы не зависим от учителя, то нет зависимости и от его мнения, от его оценки, от его знания. В любой момент, когда мы почувствуем, что нам достаточно его учения, мы можем спокойно встать и уйти. Не нужно будет никого убивать.
Через благодарность можно не только освободиться от своей зависимости, но сохранить любовь и уважение к учителю. Не нужно будет обесценивать его знание. Не придется лишать этого знания себя.