fbpx

Личностный рост на практике: как развивать структуру личности и к чему это вас приведет

Великие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были; они стали тем,  чем хотели быть, и остались верными этому своему стремлению до конца жизни

Гегель

Чаще всего за личностным ростом стоит серьезный кризис, который не сломал человека, а дал ему импульс к изменениям.

Личностный рост — это адаптация личности к стрессу, который создают резко изменившиеся обстоятельства. Это могут быть внешние события — расставание, смерть близкого человека, потеря работы и т.д. А могут и внутренние, когда долго копилось и накопилось, человек дошел до точки, разочаровался в себе, потерял смысл и дальше продолжать не может.

Каждый кризис — это подарок — завернутый в неприглядную обертку кладезь ресурса для личностного развития. Мало кто вызывает внутренние кризисы намеренно, до этого еще нужно дорасти на уровне навыков и понимания, что ты делаешь и зачем, зато использовать себе на пользу непроизвольно возникший кризис может каждый.

В этой статье мы поговорим о том, что такое личность, о ее структуре, о гибкости, зачем и как ее трансформировать, о личной силе и красоте человека.

личностный рост и развитие личности

Фото: © Gabriel Izgi, Unsplash

Что такое личность

Существует множество взглядов на личность, я расскажу о той модели, которой пользуюсь сама.

Личность — это прослойка между человеком и обществом, способ подключаться к социуму и взаимодействовать с ним. Личность в психологии — это постоянно изменяющаяся и адаптирующаяся психическая структура. Она не является чем-то врожденным и статичным, а возникает в процессе жизни в обществе. Социум влияет на личность, а развитая личность может влиять на социум.

Каждый из нас контактирует с социумом посредством набора деятельностей, характерного для конкретного человека. Это и работа, и дружба, и романтические отношения, обучение — любые сферы жизни, в которых человек принимает участие. Какие-то и них важнее, какие-то — безразличны. Набор деятельностей и причины, которыми руководствуется человек во время активного взаимодействия и рисуют индивидуальную психологию личности.

Личность формируется и проявляется в деятельности. Но она не сводится только к деятельности и не растворяется без остатка в любой из форм деятельности. Она объединяет в себе все формы деятельности, в которые включен человек, и ценностно-смысловое отношение к ним.

Простым языком, социум — это набор полигонов, которые изменяют личность человека, который длительное время включен во взаимодействие с ними.

К примеру, человек, который регулярно ходит в спортзал и завсегдатай пивных баров — два абсолютно разных человека, как на уровне физического состояния, так и на уровне личности. Излюбленные места посещения — это их полигоны, к которым они адаптировались со временем, приняв ту форму на уровне тела, свойств личности и психики, что позволяет эффективно и с удовольствием взаимодействовать со средой, как в примере — спортклубом или пивнушкой.

Человек, который долгое время вовлечен в конкретную деятельность, взаимодействие с конкретной средой, адаптируется под нее. Становится адекватным ей. Его действия эффективны, т.е. он получает желаемый результат с наименьшими усилиями. Его мозг морфологически отличается от мозга человека, который не вовлечен в такую же деятельность, потому что его нейронная сеть выстроена под привычный и излюбленный вид деятельности или несколько.

Помимо структуры личности, существуют ее внутренние настройки, которые определяют насколько эффективно человек может взаимодействовать со значимыми для него сферами жизни. В модели, в которой я работаю, это локус контроля, самооценка и фокус внимания. Если человек умеет управлять тремя этими параметрами (чему мы учимся в «Автономии», с этой точки зрения программу можно назвать тренингом личностного роста), то он может за короткий срок улучшить состояние любой из уже существующих сфер и деятельностей в своей жизни, либо подключиться к новой и быстро добиться результатов в ней.

Хорошо откалиброванные настройки личности делают ее структуру гибкой. Чем гибче структура, тем проще ей проходить кризисы и развиваться в процессе жизни. Жесткие ригидные системы, напротив, хрупки и разрушаются в кризисной ситуации.

Помимо того, развитая личность — это хорошо организованная изнутри система, которая может брать мало, а возвращать много. Смысл, основное значимое качество личности, с точки зрения социума — в преобразовании и преумножении энергии. За это личность получает свою награду в виде «процентов» энергии, что позволяет человеку чувствовать себя хорошо и гармонично встраиваться в социальную жизнь. Чем личность полезнее для социума, тем лучше чувствует себя ее хозяин.

Между социумом и личностью нет противоречий. Они мерещатся только людям с паразитическим взглядом на мир, т.е. — личностям незрелым, инфантильным и эгоцентричным. Личностям со сбитыми настройками и ригидной структурой, которым не удается успешно адаптироваться. То им кажется, что человек — расходник и раб системы, то пытаются урвать побольше, а отдать поменьше. Подобный подход ведет к разочарованию.

Незрелая личность все время варится в экзистенциальных страданиях: то ей мало смысла, то тепла и любви, то недостаточно уважения и могли бы зарплату поднять, но давать никто не хочет, потому что такая личность, с точки зрения социума, бесполезна. Тогда приходится придумывать мошеннические пути, чтобы получить свое, но жить в постоянном страхе, что отнимут. О счастье, ощущении реализации и полноты жизни на этом уровне можно забыть, они недостижимы.

Это уровень замкнутых кругов и топтания в лабиринтах иллюзий. На нем нет денег, нет отношений, либо треш или унылое болото. Здесь же плохое здоровье, высокий уровень стресса, тревожность, панические атаки, депрессии и т.д. У каждого что-то свое, потому что психологическая структура личности неоднородна и, обеспечивая хорошие результате в одной из сфер, может провисать в других.

В «Автономии» мы учимся намеренно изменять свою личность так, чтобы она не была однобокой. Видеть скрытые механики и закономерности, которые обеспечивают одновременную гибкость и устойчивость личностной структуры.

Узнать подробнее про личные консультации: с какими вопросами я работаю, и сколько это стоит можно на этой странице.

Из чего состоит структура личности

Личность — это сумма идентификаций. Чем их больше, тем более многогранна личность. Каждая идентификация — это социальная или культурная сфера, в которую человек вовлечен и ощущает свою причастность через деятельность. Это может быть кассир в «Пятерочке», игрок на гитаре, любитель кошек и пацифист. А может быть балерина, пп-кулинар и водитель «Subaru».

Каждая идентификация означает сферу жизни, которой человек уделяет время и внимание.

Чем больше времени, внимания и усилий человек уделяет конкретной сфере жизни, тем больше она обусловливает структуру и психичествие свойства его личности.

Просто наслаждение процессом не дает идентификаций, человек должен быть включен в сферу жизни посредством деятельности. Пока человек не остановит вложения в выбранную сферу, она будет составлять его часть пропорциональную затраченным усилиям.

Через деятельное участие и внимание человек отдает сфере жизни свою энергию, вкладывает в нее себя. В идеале, если он все делает правильно, и его вложения полезны, сфера «награждает» человека статусом, признанием, материальными результатами и новыми возможностями. Развитие человека в значимой для него сфере растит его самооценку, человек ощущает себя сильным, на своем месте, буквально «как рыба в воде». Чувствует свою реализацию и подъем, вдохновение и желание сворачивать горы.

Но это в идеале. Проблемы начинаются, когда человек начинает уделять слишком много внимания одной сфере. Это чревато по принципу складывания всех яиц в одну корзину.

Для устойчивости личности нужна диверсификация — распределения сил и энергии по разным сферам жизни, потому что каждая сфера становится не только потребителем усилий, но и источником питания.

Если все завязано на одной сфере, ей придается чрезмерная важность, к ней же самые большие ожидания и в ней же больше всего напряжения. Человек вкладывает всего себя, а получает все меньше и меньше отдачи. С другой стороны — сферы, которые были лишены внимания — разрушаются. И мать, посвятившая жизнь детям легко обнаружит себя в экзистенциальном кризисе, когда дети подрастут и захотят большей свободы, а у нее ни друзей, ни интересной работы, и муж ушел.

Разные сферы жизни — это разные части личности и разные источники питания.

Интерес, удовольствие, любопытство к любой сфере появляются, когда с ней налажен энергообмен. Человек не только отдает, но и получает. Это происходит, когда контакт уже налажен, а нейронные сети сформированы. У человека есть хотя бы начальные навыки в выбранной сфере, и есть хотя бы скромные результаты. Связь с этой сферой сама побуждает его продолжать заниматься ею и своим развитием в ее контексте.

Чем больше человек уделяет внимания чему-либо, тем более значительную часть личности это занимает. Человек, фанатично преданный какой-либо идее, готов за нее убить. Потому что, защищая ее, он защищает себя. Потому что идентифицирует себя с выбранной сферой. Поэтому так важно не обесценивать то, что для вас не имеет значения, но значимо для другого человека, если вы хотите сохранить его хорошее отношение к вам, потому что таким образом вы нападаете не на что-то стороннее, а на него самого.

У человека нет никакой отдельной личности без ролевых идентификаций со сферами жизни, в которые он вовлечен. Свобода для личности заключается не в разотождествлении, а в дифференциации, иначе сложно будет вписываться в социум, а личность нам нужна именно для этого. Важно не сливать себя полностью ни с одной из сфер жизни, а распределять внимание и усилия на много источников вложений, каждый из которых должен быть меньше, чем сумма других. И все они давали бы ресурсов больше, чем поглощали энергии.

Часто у людей возникает иллюзия, что они могут быть эффективны в чем-то, если посвятят делу всего себя. Но такие сверхценные идеи всегда превращаются из источника питания в черные дыры аддикций и засасывают человека. Человек утрачивает свое Я, и вместо сложносоставного индивидуального образования превращается в отражение другого человека, идеи, дела и связанной с ним субкультуры.

Зачем развивать личность

Личность можно сравнить с летательным аппаратом. Неразвитая инфантильная личность — это планер. Его цепляют к самолету, поднимают вверх и отпускают. Как правило, планер планирует вниз (оттого и название), но иногда, если он попадет в восходящий поток воздуха, его может поднять вверх. Но ненадолго, потом придется искать еще один поток.

Панель управления планером — примитивна, пилот практически ничем не управляет. Если начнется дождь, то это чревато катастрофой — восходящих потоков воздуха нет, видимость ограничена, а если ко всему прибавляется сильный ветер, то пиши пропало.

Развитая личность похожа на самолет. Он летит сам, независимо от потоков воздуха. У него сложная панель управления и гораздо больше возможностей для полета. Дождь самолету не страшен, как и другие погодные условия. Все они давно просчитаны и приняты к сведению, как сопутствующие условия.

Если для пилота планера дождь — это условие, при котором нормальный полет невозможен то для пилота самолета — это многократно отработанные полетные условия.

Если человек не развивает свою личность, то он — как пилот планера — надеется на лучшее. Иногда ему везет, чаще — нет. Мир несправедлив, а любая трудность приводит в отчаяние.

Сильная личность движется туда, куда хочет. Если на пути возникают трудности, человек учится их преодолевать и в этом преодолении происходит его личностное развитие. Для такого человека любая трудность и стресс — это хорошо, значит, есть повод для роста.

Если мы обратимся к модели гештальт-психологии, которую я чаще всего использую в своей работе, там есть понятие психического поля.

Психическое поле — это отражение взаимодействия личности с внешней средой. В нем — все, с чем сталкивается человек в жизни, все, что имеет для него значение, любые раздражители: притягивающие, отталкивающие, побуждающие, ограничивающие и поведенческий импульс самого человека, как вектор, состоящий из суммы всех раздражителей, что актуальны в данный момент в поле.

Если у человека слабая личность, то его поведение — целиком полевое, т.е. зависящее исключительно от действующих на человека сил поля. Он может рационализировать и объяснять себе это как угодно, может думать, что принял решение сам и приводить доводы, но суть не в объяснениях ума. Ум вторичен по отношению к воле.

Такой человек — как бревно, плывущее по течению. Иссяк поток — бревно застряло и не движется. Захотел что-то такой человек и несется навстречу, не включая голову, может он это себе позволить или нет, идет на поводу у своих эмоций без учета реальных возможностей. Разозлил его кто-то, и он разразился безудержной бранью. Потом жалеет о сказанном. Постоянно ведется на провокации. Кто-то вечно его использует. Собственный поток создать он не способен.

Человек с развитой личностью совсем другой. Это как два разных вида, живущих в параллельных реальностях. Он способен оценить ситуацию, себя в ней, свои возможности и ограничения адекватно, и выбрать наилучшую стратегию поведения. Иногда преодолевая силы поля, иногда используя их, встроившись во внешние потоки, иногда управляя ими.

Развитая личность дает человеку не только ясно видеть ситуацию, но и точно прогнозировать ее развитие, обладать возможностями влиять и менять течение тенденций, опираясь на факты, а не иллюзии.

Поведение человека с сильной личностью — стратегическое и направлено на будущее благо. Человек знает, что он делает, зачем, как помочь себе и какие использовать инструменты в процессе. Это осознанное поведение ради лучшего будущего, а не чтобы скинуть напряжение в моменте.

Неприятности вызывают азарт или спокойное принятие смены условий. Такой человек очень быстро адаптируется под смену обстоятельств, его сложно надолго выбить из колеи. Он оценивает новую ситуацию, быстро принимает решение, как действовать дальше и действует. Нет длительных страданий. Затяжной апатии, лени и депрессии.

Состояние структуры личности показывает, насколько вы умеете управлять своей энергией и сохранять равновесие.

Но главное, что дает развитая личность своему хозяину — это ощущение счастья и полноты жизни, основанные не на иллюзиях, а на реальных результатах в его жизни, в значимых для него сферах.

Человек счастлив, когда может сохранять устойчивость и запас внутренней энергии вне зависимости от внешних обстоятельств. Иногда обстоятельства могут сломить и сильную личность, тогда человек может чувствовать себя раздавленным и несчастным. Но сильная структура личности многократно увеличивает шансы выстоять и восстановиться после кризиса. Вернуть локус контроля внутрь, привести самооценку в адекватное состояние, вернуться в границы, вернуть и укрепить все опоры, что были, а также создать новые. Тогда человек вновь способен почувствовать себя сильным и счастливым. Вне зависимости от того, что с ним произошло.

Ломаются и не подлежат восстановлению только хрупкие ригидные системы, сильные и гибкие трансформируются от давления, быстро восстанавливаются и продолжают свое развитие.

Гибкость создает автономию. Автономия — это множественные идентификации личности с разными сферами жизни, в которые человек вовлечен через деятельность. Только в таком случае возможен контроль и сильные волевые качества личности человека.

Сила — это следствие грамотно выстроенной структуры. Если человек слаб — слаба структура его личности. Ему неоткуда брать силы, не на что опираться. Он не может ничего дать миру, потому что сам постоянно страдает от нехватки энергии. Страдающий человек — это слабая личность.

Можно не лезть в детские травмы, чтобы быть счастливым — достаточно работать над своей личностью в настоящем.

Как воспитать личность

Работу личности обеспечивают лобные доли нашего мозга и, чисто технически, до 16 лет у нас не может быть полноценной личности, потому что формирование лобных долей завершается к этому сроку. Но завершение формирования лобных долей совсем не означает, что личность человека будет целостной. Потому что одной физиологии недостаточно, нужны еще собственные усилия.

Личность формируется только в процессе самовоспитания. Воспитать личность в другом человеке невозможно. Можно лишь организовать условия и среду, которые поспособствуют развитию.

Среда первоначальна — это основной фактор развития личности. Сначала она влияет на психику, затем психика формирует личность, чтобы суметь выжить в сложившейся среде и только потом, после адаптации личность может влиять на среду, трансформировать ее.

Пока ребенок мал, среду для него обеспечивают родители. Взрослый человек сам способен выбирать и создавать среды, адаптируясь к которым, он сможет изменить свою личность.

То, что важно понимать родителям и каждому, кто хочет воспитать в себе сильную личность — для развития необходим стресс. Именно он является топливом и причиной для нашего развития.

Стресс возникает, когда наши потребности не удовлетворены. Нет никакого смысла стремиться к удовлетворению всех своих потребностей. Это невозможно и ведет к деградации.

Как и во всем здесь важно найти баланс. Потому что полностью неудовлетворенные потребности ведут к гибели. А полностью удовлетворенные превращают человека в аморфный кисель. Потребности должны быть удовлетворены частично, тогда человек будет развиваться.

Потребности связаны со стрессом. К примеру, потребность в еде связана со стрессом, вызываемым голодом.

Часто родители стремятся оградить своего ребенка от стресса. И в этом стремлении создают непрекращающийся поток внимания, еды игрушек, лишь бы ребенок не испытывал стресса ни секунды. В результате такой опеки внутри маленького человека не образуется инструментов для преодоления стресса и удовлетворения потребностей самостоятельно.

Скоро ребенок вырастает, и его потребности перестают ограничиваться теми, что может удовлетворить мама. Он хочет интереса друзей, внимания противоположного пола, хороших оценок или других результатов в важных для него сферах жизни.

От невозможности удовлетворить эти потребности у него возникает стресс, с которым он не умеет справляться, потому что в его жизни никогда не было тренировки стрессом. Он не переживал отказ от покупки желанной игрушки. Его психическая и гормональная системы не приспособлены к стрессу.

У него не сформированы внутренние инструменты, чтобы справляться со стрессом: со всеми факапами, обломами и неудачами, проигрышами, падениями самооценки и прочим добром, которым полна обычная жизнь обычного человека.

Он как планер, который может летать только в хорошую погоду. Сильная личность — это самолет, который учитывает всевозможные погодные обстоятельства, не гнется от ветра, легко переносит дождь и любые не зависящие от него неурядицы.

Чтобы у человека появилась сильная личность, в его ценностях должно появиться удовольствие от собственной автономии. Когда он будет радоваться, что научился чему-то сам. Сам чего-то достиг и теперь может не ждать, когда другой ему даст, а получить самостоятельно, что ему нужно. Самостоятельно удовлетворить свои потребности.

Удовольствие от автономии появляется не раньше, чем возникает понимание, что другой человек может дать ему, что он хочет, а может и отказать. И имеет на это полное право. А даже если согласится и даст, то будет смотреть на него сверху на правах более сильного.

Пока подобные условия не сформированы, а ребенок получает все, что хочет по первой просьбе, да еще и из позиции снизу, когда ему все преподносят, как маленькому царьку — он не познает каково это, получать удовольствие от самостоятельности. Когда все важное можно делать самому, ни у кого не просить, ни перед кем не унижаться.

Когда ребенок не получает сразу того, что хочет, он развивает свои навыки справляться со стрессом и творческий подход. Он думает о желаемом, стремится к нему, ищет способы получить. Поэтому важно поощрять ребенка добиваться своих целей, а не давать ему готовый результат. Захотел что-то? Отлично! Есть стимул прилагать усилия.

Не нужно высчитывать что-то искусственно и загонять ребенка в чрезмерный стресс. Достаточно самому быть взрослой личностью и давать пример ребенку своим поведением. Любить его, заботиться и давать посильные вызовы для развития. Ограждая только от чрезмерного стресса.

У сильной личности к себе ровно такое же отношение. Она радуется новым желаниям, задачам, вызовам и проблемам. Она радуется стрессу, потому что он — причина  и спутник развития.

Быть автономным — означает самому себе быть и слугой, и хозяином. Самому себе стать родителем. Обеспечивать удовлетворение своих потребностей самостоятельно или через взаимовыгодное сотрудничество с другими людьми.

С того момента как работа над собой и своей личностью становится привычной, человек выходит за пределы жесткого обусловливания внешней средой. Он перестает быть заложником ситуаций и со временем обретает все больше возможностей для влияния.

Как изменять личность

На личность влияют обстоятельства. Обстоятельства — та внешняя среда, под которую адаптируется личность, чтобы нам хорошо жилось. Статичные, длительное время не изменяющие обстоятельства цементируют личность, делают ее застывшей, ригидной и хрупкой. Человеку с такой личностью хорошо только в определенных ограниченных условиях, только ему стоит выйти за пределы «зоны комфорта», которая мала, его триггерит от малейшего раздражителя, и он закрывается в свою ракушку.

Самый понятный способ вернуть личности пластичность — изменить обстоятельства. В новой среде личность будет сначала страдать от стресса и стремиться вернуть все назад, создавать защиты, чтобы сохранить «себя», но после вовлечется, адаптируется, наладит новые связи и вновь почувствует себя хорошо. Стресс и дискомфорт в данном случае мы будем испытывать из-за сопротивления и нежелания меняться. Если разрешить себе стать другим, то процесс пойдет веселее.

Личность может быстро поменяться под воздействием сильных эмоций. К примеру, любовь в широком смысле переплавляет личность в короткие сроки.

Личность можно менять изнутри, тогда внешние обстоятельства изменятся, как следствие. С одной стороны, этот путь легче, потому что более плавный и комфортный. С другой — сложнее, потому что нужны особые навыки и понимание, что вы делаете и зачем. Здесь же легко обмануть себя тем, что вы меняетесь, а на деле продолжаете топтаться на одном месте. Критерий простой — вы по-настоящему меняетесь, если от этого меняются ваши результаты в реальном мире. Если нет — занимаетесь самообманом.

Я пользуюсь обоими способами, меняюсь изнутри и постоянно ищу или создаю новые условия, вызовы и задачи, адаптация к которым сможет изменить меня в нужную мне сторону.

Пластичность личности — это хорошо. Именно она позволяет изменяться, адаптироваться, развиваться и эволюционировать человечеству, как виду. Признать свою изменчивость и текучесть — страшно. Мы не привыкли воспринимать себя, как постоянно изменяющийся процесс. Мало кто сталкивался с этим опытом на практике. В случае выбора: инерция или стресс от изменений, большинство выбирают инерцию. Из-за этого возникает иллюзия контроля, от которой очень сложно отказаться.

Многие думают, что деструктивные личности были такими изначально. Но в большинстве случаев, они попали под воздействие патологической среды, и у них не хватило сил сохранить человечность. Здесь показателен опыт концлагерей и эксперименты Филиппа Зимбардо.

Там, где сильная личность может вписаться в контекст и, сохранив человечность, изменить хоть что-то, абсолютное большинство либо сломается, либо потеряет себя и человеческий облик. Важно знать о пластичности психики и насколько она подвержена влиянию извне.

Пока у человека есть иллюзия, что он может вступить в любую ситуацию и «остаться собой», он наиболее уязвим. Остаться прежним не может никто.

Чем более развита личность, тем лучше она адаптируется. Но в то же время, чем личность сильнее, тем лучше она противостоит нежелательным изменениям, на которые толкает присутствие в деструктивной среде и сохраняет свое ценностное ядро — самоуважение.

Здесь важно понимать, что сила личности не в насилии над собой, не в том, чтобы с собой бороться.

Если уйти от контекста деструктивной среды, то в понимании большинства людей сила личности заключается в умении сказать себе что-нибудь вроде:

  • Возьми себя в руки;
  • Соберись тряпка;
  • Не ной.

И следовать этому вопреки сопротивлению.

Проблема в том, что у большинства людей личности слабые, а требования они предъявляют себе как к личности сильной. А потому не получаются все истории с «начать с понедельника», резко что-то перестать или бросить, разлюбить и т.д. Чтобы такая возможность появилась, нужно сперва сделать личность сильной, потом это будет легко, не будет в волевых поступках неподъемного подвига.

Путь насилия — глупый путь.

Жизнь слабой и сильной личности — это абсолютно разные миры. Там разные проблемы и задачи, разные состояния, разная логика и мировосприятие. Слабая личность не может сделать того, что может сильная. Для нее такие опции просто недоступны.

Поэтому, если хочется менять личность изнутри, нужно обратиться к работе над ее структурой. Остальные результаты будут следствиями.

Работа над личностью идет в двух направлениях:

  • Смена ее внутренних настроек: самооценки, локуса и, как следствие, возможности влиять на личные границы, самоуважение, фокус внимания.
  • Смена внешней деятельности, в которую вовлечена личность. Либо смена подхода к существующей деятельности.

Работа над трансформацией личности изнутри начинается с локуса контроля. Это начало начал. Пока человек пытается опереться на что-то внешнее, пока ищет опору в других — личности, как таковой, у него нет. Есть набор разрозненных функций и автоматических реакций, которыми человек никак не управляет. Он плывет по течению в плохом смысле.

Личность — как функциональный экзоскелет человека, это конструкция, которая помогает выдерживать нагрузку повседневной жизни и решать встающие перед человеком задачи. Она помогает постоянно помнить, кто вы, чего вы хотите, что вам делать, что для вас важно. От состояния личности зависит сила человека, его результаты и привлекательность.

Работа с локусом — это половина практики, вторая ее часть — работа с самооценкой — постоянное возвращение ее в адекватное состояние. Работа с самооценкой строится на постоянном замечании фактов — здесь важно четко увидеть, что вы — обычный человек, как и все, не царите над другими и внешними обстоятельствами не управляете.

Из-за неадекватной самооценки людям кажется, что другие подчиняются их воле, их «хочу». Если такому человеку что-то нужно, то он воображает, что мир и другие люди должны ему подчиниться. Будто их ожидания и желания как-то воздействуют на других. Это очень сложно заметить. Еще сложнее принять, но после наступает освобождение.

Люди с неадекватной самооценкой не видят, где заканчиваются их возможности, а потому никак не могу нащупать внутреннюю опору. Все усилия их тоже приходятся на что-то за пределами возможностей, а потому нет результатов в жизни. Они все время пытаются сдвинуть то, что по умолчанию им не под силу. Сейчас, либо вообще.

Как правило, работа с личностью — это множественные итерации. И нужно время, успешные попытки и ошибки. Это редкость, когда личность приходит в норму быстро, лучше на такое не надеяться и не обманывать себя. Нужно вообще забыть, что в саморазвитии, как и в чем угодно еще есть какая-либо конечная точка, достигнув которой, можно расслабиться.

Личность — как функциональный экзоскелет человека, это конструкция, которая помогает выдерживать нагрузку повседневной жизни и решать встающие перед человеком задачи. Она помогает постоянно помнить, кто вы, чего вы хотите, что вам делать, что для вас важно. От состояния личности зависит сила человека, его результаты и привлекательность.

Когда человек понимает и принимает, что сам по себе он никому не нужен, ни над кем не царит, что другие люди готовы сотрудничать с ним на условиях своей пользы и интересов, а значит, он может опираться только на себя — локус становится внутрь и начинается настоящая работа над личностью.

С людьми можно и нужно сотрудничать на условиях взаимной пользы, причем, лучше стараться, чтобы ваш вклад в общее дело был больше, так вы будете утверждать свою силу и растить самоуважение, развивать личность.

Даже если вы попали в тяжелую ситуацию, и приходится опираться на других, важно понимать, что это не ваша опора, а любезно предоставленная другим человеком. Важно быть благодарным и, по возможности, вернуть долг с процентами.

Когда появляется опора на себя, в тот же момент возникает возможность управлять своим вниманием. Направлять его, куда вам нужно, а вслед за вниманием и свои усилия. Тогда пропадают проблемы с отвлечениями, невозможностью концентрироваться и последовательно двигаться в нужном направлении. А вследствие этого вскоре появляются результаты деятельности.

Когда появляется возможность переключать внимание с одного на другое, убирать из поля внимания все ненужное и вредное, помещать туда важное и полезное, тогда можно сказать, что у вас появилась личность. Вы смогли встать над обстоятельствами и перестали плыть по течению.

Возможность свободно управлять своим вниманием — признак, что ваша личность в оптимальном состоянии, локус внутри, а самооценка адекватна.

Тогда становится много энергии, а свое состояние стабильно хорошим. Появляется множество планов и идей. Не остается место иллюзиям. Вам интересно и приятно проживать свою жизнь.

Все, от чего страдает большинство людей: вредные привычки, зависимости, тревога, апатия, недостаток мотивации, прокрастинация, одиночество, нехватка любви или уважения, скука, разочарование в себе и жизни, Чувство безысходности и бессмысленности — следствия слабой личности.

Все, к чему люди стремятся — много энергии, радость, магнетизм для других людей, везение, креативность, таланты и удача — следствие сильной структуры личности. К этому не прийти иными путями. С другой стороны, путей, способов и теорий развития личности — множество. Я описываю лишь одну из моделей, что, на мой взгляд, наиболее интересна и эффективна.

Именно личность определяет успех в жизни. Когда она в оптимальном состоянии, вы автоматически начинаете двигаться ко всему приятному и полезному — от вредного: есть свежую еду, а не протухшую, надевать чистую одежду, следить за своим здоровьем и окружением, читать хорошие книги, общаться с приятными людьми, идти туда, где вам хорошо, туда, где для вас есть польза и развитие. Вы стараетесь улучшить свою жизнь и себя во всех аспектах. Не из-под палки. Не ища дополнительной мотивации. Вы просто не можете по-другому. Этот процесс идет постоянно на подсознательном уровне.

Люди со слабой личностью поступают ровно наоборот: ходят на нелюбимую работу, травят себя алкоголем, наркотиками и вредной пищей, общаются с людьми, которые не приносят ничего, кроме боли и дополнительных проблем. Совершают массу действий, которые вредят.

Все эти проблемы не решаются на уровне слабой личности. Можно годами ковыряться в детских травмах, но без личной работы над своей структурой смысла в этом почти не будет.

Для развития личности необходимы собственные усилия. Мы не можем практиковать личностное развитие в рамках потребления, для этого необходима перестройка потребностей с потребления на созидание. Согласие на полезный рабочий стресс. И постоянные усилия. Умение получать удовольствие от приложения усилий. Только в таком случае откроется доступ ко всем преимуществам сильной личности, что так привлекательны для людей.

 

Облако тегов

#механизмы развития личности #условия развития личности #закономерности развития личности #компоненты структуры личности #элементы структуры личности #развитие личностного потенциала #методы личностного роста #критерии личностного роста

 

Автономия

Полтора месяца работы над собой, которые выведут вас на новый уровень

Подписаться на уведомления о выходе новых статей

катерина козлова

От автора

Уважаемый читатель! Мои статьи не претендуют на истину. Лишь на результаты личного поиска. Все идеи, выводы и методики являются открытыми системами и могут полностью трансформироваться вместе со мной.

КАРТА САЙТА

© 2020-2024 Козлова Екатерина Сергеевна
ИНН  381206507349